Даниил Федорчук, директор юридического департамента Антимонопольного комитета Украины, на примерах конкретных кейсов АМКУ на рынке FMCG & Retail рассказал об актуальных вопросах конкуренционного правоприменения.

В частности, он сообщил, что очень много дел касалось введения в заблуждение потребителей. В частности, речь идет об алкогольных напитках. Как правило, это размещение на упаковках, этикетках вин собственного производства обозначений грузинских компаний и информации, способной создать впечатление, что вино имеет грузинское происхождение. В результате эти нарушения были квалифицированны как распространение информации, вводящей в заблуждение (статья 15-1 профильного закона) с наложением штрафа в размере более 7 млн грн.

Кроме того, г-н Федорчук рассказал о расследованиях в части маркирования товаров ««ЭКО», «Био», «Органик» etc. «Нанесение на этикетку продукции обозначений «ЭКО», «био», «органик», «органический», «экологический» и т.д. без надлежащих подтверждений соответствующих свойств продукции — получение конкурентных преимуществ», — пояснил он.

Такие действия квалифицируются как распространение ложных сведений о потребительских свойствах, то есть распространение информации, вводящей в заблуждение (статья 15-1 профильного закона).

Как отметил докладчик, одни субъекты хозяйствования уже прекратили использование таких обозначений, другие продолжают их использовать, ссылаясь на наличие сертификата, который, по мнению спикера, вызывает сомнения, а третьи используют обозначения, ссылаясь на то, что это части зарегистрированного знака для товаров и услуг (торговой марки).

Различные нюансы учета антимонопольных рисков в ходе формирования коммерческих политик при взаимодействии поставщиков с торговыми сетями осветил Александр Нагорный, советник Sayenko Kharenko. В частности, он напомнил, что традиционная коммерческая политика компании-продавца, несмотря на схожесть множества моментов, имеет свою специфику и охватывает огромный спектр услуг. Вместе с тем необходимо учитывать различные условия с подобными контрагентами, действующие в один и тот же период, стимулирование повышения объемов продаж через «ретробонусы», обмен чувствительной информацией и пр., поскольку эти нюансы могут привести к существенным последствиям для компании.

«АМКУ введет наступательную политику в правоприменении. Но наши комплаенс-программы очень общие и не приспособлены к соответствующим рынкам товаров. Кроме того, они не учитывают особенности применения законодательства АМКУ и судами», — обратил внимание спикер.

Сергей Денисенко, советник ЮФ Aequo, рассказал о практике АМКУ по вопросам неправомерного использования деловой репутации в части применения обозначений.

Он напомнил, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, которые противоречат торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности.

Спикер предоставил ряд рекомендаций при подготовке и подаче заявлений в АМКУ. Так, в заявлении нужно аргументировать наступление негативных последствий для заявителя и конкуренции в целом.

Как напомнил докладчик, первоначальный размер штрафа составляет 10% дохода от реализации продукции с нарушением законодательства в этой сфере.

О гранях допустимого в рекламных кампаниях участникам рассказал Павел Беспалов, советник Philip Morris. Он обратил внимание на норму закона, определяющую понятие «реклама». В частности, реклама — это информация о лице либо товаре, распространяемая на неопределенный круг лиц и предназначенная для формирования осведомленности о таком лице либо товаре и заинтересованности в нем.

Как подчеркнул спикер, для рецептурных лекарств и табачных изделий установлены специальные требования, к тому же эти сферы максимально зарегулированы. В то же время специальный закон и Закон Украины «О рекламе» содержат коллизионные нормы.

«Для предотвращения нарушений закона начните использовать чек-листы, далее преобразуйте их в руководства, в случае каких-либо отклонений превратите их в политику», — порекомендовал спикер.

«Influence-маркетинг является одной из сфер в мировой практике, где вопросов больше, чем ответов», — считает Глеб Дьяков, юрисконсульт группы компаний «Хенкель в Украине». Он пояснил, что influence-маркетинг — это способ продвижения брендов, товаров, услуг с помощью лидеров общественного мнения. Инфлюэнсерами могут быть блогеры, звезды спорта, музыканты, стримеры. Эта сфера становится очень важным инструментом, и его игнорирование с точки зрения законодателя невозможно. Но в ЕС пока нет единого подхода к урегулированию influence-маркетинга, хотя на локальном уровне попытки регулирования уже применяются.

«Маркетинг vs права потребителей» — тема доклада Марии Паясь, руководителя юридического отдела L’Oreal Ukraine. Как отметила спикер, маркетинг изменяется и с каждым днем компания становится все ближе к потребителю. В сфере диджитал проблемные аспекты возникают из-за отсутствия информации о продавце и наличия «серого» или параллельного импорта. В связи с этим она призвала бизнес активно принимать участие в лоббировании законопроекта об электронной коммерции.

Проблематику государственного контроля в сфере прав потребителей и рыночного надзора раскрыл Артем Белоусов, представитель JN Legal.

Спикер порекомендовал при сопровождении процесса проверки определить до начала проверки уполномоченных лиц и составить алгоритм действий, а также проверить всю необходимую документацию. Следующая рекомендация — не допускать к проверке без установления полномочий инспектора, подписывать акт проверки с изложением своих возражений, поскольку простое подписание акта в суде может трактоваться как согласие с выводами, сделанными в ходе проверки.

Рубрики: Новости